RCM (reliability centered maintenance) – это непрерывный систематический процесс согласования критических показателей системы с наиболее финансово эффективной стратегией для увеличения надежности системы в целом.
В управлении обслуживанием нет универсального решения. К сожалению, это из-за большого спектра возможных неполадок. По факту, каждый объект имеет свой уникальный список возможных неполадок, причин их возникновения и стратегий их предотвращения.
RCM нацелена на поиск стратегий, которые работают наиболее эффективно и адаптацию их под уникальные нужды.
Давайте начнём с базовых определений.
Что такое RCM?
RCM (техническое обслуживание, ориентированное на надежность) - это процесс поиска лучшей стратегии обслуживания для каждого объекта в организации. Основной принцип заключается в том, что разные объекты требуют разный подходы к организации обслуживания. Некоторые требуют постоянного высокоточного наблюдения, в то время как другие могут работать до выхода из строя (run-to-failure model). Для большинства объектов лучше выбирать превентивную модель управления обслуживанием.
Кстати, run-to-failure (функционирование до отказа) часто предвзято осуждают, но есть много примеров, когда это лучшая модель управления. Как пример можно рассмотреть лампочку, функционирование которой всегда имеет минимальный приоритет. Они дешевые и с поставками обычно нет проблем. Если лампочка выйдет из строя, то это не создаст угрозы безопасности и не повлияет на темпы производительности. А заменить её сможет даже самый неопытный техник.
Процесс поиска лучшей стратегии начинается и изучения истории поломок и действий, которые вы предпринимали для ремонта. Исходя из этого можно определиться со стратегией. Цель RCM – это поддержание высокого уровня надежности при минимально возможных затратах.
В чем разница между RBM (risk based maintenance) и RCM?
С RCM мы выбираем лучшую стратегию обслуживания для каждого из объектов. Для лампочки – это RTF (run-to-failure), а вот для, например, погрузчика, более предпочтительна превентивная стратегия обслуживания.
Для сравнения с RBM, начнём с некоторых неизбежных постулатов об обслуживании:
· Всегда надо сделать больше, чем на это есть времени
· Работы больше, чем работников
· Не важно, насколько большой бюджет на обслуживание, он всё равно не безграничен
А это значит, что надо расставить приоритеты в обслуживании объектов. На какие объекты нужно потратить больше ресурсов. Уделить всем одинаковое внимание нельзя. RBM - это принятие решения о том, как расходовать ограниченные ресурсы на обслуживание, на основании следующих факторов:
· Установление уровня критичности для каждого объекта
· Разработка RBM программы
· Планирование обслуживания, основанное на снижении риска
· Перемещение необходимых компонентов, исходя из рисков
Объекты, выход из строя которых приведёт к более серьёзным последствиям, требуют больше внимания. В противном случае – наоборот. Есть большой диапазон между серьезными и незначительными последствиями, и для каждого объекта в этом диапазоне нужно подобрать соответствующий уровень обслуживания.
Внедрение RCM
Компании для начала надо оценить свои объекты с точки зрения критичности. Стоит задать себе вопрос: насколько будет плохо, если этот объект выйдет из строя? Затем посмотреть на другие факторы, такие как стоимость обслуживания, риск увечий, вред окружающей среде, снижение производительности, возможные штрафы. Как только вы оцените критичность ваших объектов, вы сможете ранжировать их от более к менее критичным.
RCM – это непрерывный процесс. Необходимо периодически проводить анализ критичности ваших объектов, чтобы быть уверенным в том, что выбранная стратегия является лучшей для достижения целей бизнеса. Например, стратегия для актива в начале его службы, может очень отличаться от стратегии, которая будет после 15 лет использования этого объекта. И даже если превентивное обслуживание не имело смысла 5 лет назад, это может быть отличным решением если цены на компоненты упадут.
Внедрение RCM без риска
RCM это не только запчасти и процессы. Успешное внедрение системы также зависит от людей, от всех начиная с техников и заканчивая руководителями.
Люди зачастую становятся самым сложным этапом внедрения. И всегда проще настроить техническую часть, чем объяснить как и зачем ей пользоваться.
Отчасти это связано с тем, что внедрение чего-то нового несёт с собой и новые риски, а люди стараются избегать рисков. Привычное «если это не сломано, то не надо это чинить», постепенно заменяется на «даже если это сломано, не надо делать ничего, что может усугубить».
Геймификация процесса обучения сотрудников поможет и в понимании новых принципов работы и снизит опасения сотрудников. В отличии то лекций, где люди просто слушают, и часто забывают всё услышанное, лучше проводить обучение на примерах и с активными обсуждениями. Это особенно актуально для техников, которые могут обучиться на примерах, а не по рассказам.
Подведём итоги по RCM
RCM – это процесс поиска лучшей стратегии обслуживания для каждого из объектов. Например, есть смысл использовать стратегию run-to-failure для лампочки, но для погрузчика лучше использовать превентивную стратегию обслуживания. RCM отличается от RBM, которая помогает оперировать ресурсами исходя из степени критичности объектов. Для RCM вам нужно более внимательно изучать типы неисправностей, методы их предотвращения и историю ремонтных работ.
RCM – это динамичный процесс, и вам нужно периодически проверять актуальность выбранной вами ранее стратегии.